1.jpeg

Прокуратура и разведка Южной Кореи будут серьезно реформированы

Текст:Олег Кирьянов (Сеул)

НРС 2Неоднозначные чувства испытали в руководстве ведущих силовых структур Южной Кореи, когда стало ясно, что Мун Чжэ Ин однозначно побеждает на президентских выборах. Одним из главных задач своего правления Мун назвал коренную реформу спецслужб, силовых ведомств и прокуратуры и, судя по его первым шагам, взялся очень активно за это.

Мун Чжэ Ину еще понадобится некоторое время, чтобы полностью сформировать свою команду, но уже первые назначения и отставки ясно показали, какие именно органы власти ждут серьезные перемены.

Буквально первыми же были названы кандидатуры на пост премьер-министра и главы ведущей спецслужбы страны – Национальной разведывательной службы (НРС). Если с главой правительства все ясно и его сразу нужно определять, то скорость замены главы НРС весьма показательна. Мун Чжэ Ин до выборов неоднократно заявлял и повторил недавно опять, что главная спецслужба, которая несмотря на свое «разведывательное» название на самом деле сочетает функции как разведки, так и контрразведки, на самом деле напоминая КГБ эпохи СССР, будет реформирована. Новым директором спецслужбы будет скорее всего 63-летний Со Хун, который был замдиректора НРС при Но Мун Хене и проработал «в компетентных органах» более 20 лет.

У Муна с НРС давние счеты, а потому, насколько можно судить, в спецслужбе поёжились, когда его победа стала очевидна. Дело в том, что на прошлых президентских выборах 2012 г., когда Мун с небольшим перевесом проиграл Пак Кын Хе, НРС в итоге была уличена во вмешательстве в выборы, пытаясь не допустить победы, как его тогда называли в НРС, «просеверокорейского кандидата». Мун это не забыл и теперь намерен сделать так, чтобы больше НРС не могла бы вмешиваться во внутреннюю политику.

Дело даже не только в разных подходах к КНДР, на которую южнокорейские штирлицы и борманы по понятным причинам смотрят как на главного врага, а в различной философии. Ради борьбы с «северокорейским шпионажем» НРС регулярно допускала такие шаги, которые в итоге выливались в слежку и преследование всех тех, кто имел отличное от правительства точку зрения. Особенно это стало заметно при Пак Кын Хе, когда южнокорейские эксперты зачастую стали бояться говорить что-либо такое, что могло не понравиться лидеру и не совпадало с генеральной линией.

Судя по южнокорейским СМИ, именно НРС стояла за вынужденной отставкой в 2013 г. принципиального генпрокурора Чхэ Дон Ука, который несмотря на окрики из администрации президента активно взялся расследовать вмешательство спецслужбы в выборы 2012 г. В итоге через «Чосон Ильбо» на Чхэ был произведен «слив» компромата о наличии у него незаконнорожденного сына. Данное «аморальное поведение» и стало причиной для отставки, а на пост главы прокуратуры пришел более покладистый человек.

Подобные ситуации и собирается пресечь Мун Чжэ Ин на корню. Судя по словам президента, он намерен НРС превратить действительно в разведку, лишив ее возможности работы выполнять функции политической полиции. Приоритетом станет сбор разведывательной информации, пресечении терроризма, а также шпионажа. Понятно, что последнее неизбежно предполагает, что НРС оставят возможность работать внутри страны, но тем не менее за этим теперь будут строго следить. Кроме того, по попавшим в СМИ слухам, разведке сильно урежут бюджет и сократят количество сотрудников, которые работают на «внутреннем направлении», переориентировав их на зарубежную деятельность. В целом НРС ждут серьезные кадровые и организационные перестановки, которые скорее всего затронут и среднее звено начальников, а не только высший эшелон.

Не менее серьезные изменения ждут и Генеральную прокуратуру, которую уже потрясли несколько коррупционных скандалов. Новое руководство страны заявило, что они проведут новые расследования по поводу ряда крупных скандалов, включая причин гибели парома «Севоль». Не случайно, что генпрокурор Ким Се Чжон немедленно подал прошение об отставке и это прошение Мун в течение суток удовлетворил. Слишком очевидно было, что «не сработаются». Хотя тот же генпрокурор дал санкцию на арест Пак Кын Хе и не препятствовал, когда его подчиненные, проведя расследование, заявили о «фактической виновности Пак», но на это во многом повлияло отношение общественности, которая требовала призвать Пак Кын Хе к ответу за свои возможные нарушения.

Так что теперь и генпрокуратуру ждут реформы. Помимо новых начальников, которые там неизбежно появятся, планируется создание специальной отдельной следственной структуры с широкими полномочиями. Эта структура будет заниматься случаями нарушений среди высокопоставленных чиновников – уровня замминистра и выше – и членов их семей, а также ближайшего окружения президента. Цель – не допустить появления «второй Чхве Сун Силь» - подруги экс-президента Пак Кын Хе. О создании этого нового органа говорили давно, но под теми или иными предлогами при правительстве консерваторов это не допустили. Мун Чжэ Ин намерен довести до конца идею, в ближайшее время на рассмотрение парламента планируется вынести соответствующий законопроект.

В целом же сейчас на Мун Чжэ Ина молодежь и люди среднего возраста возлагают большие надежды в плане демократизации общества. Хотят этого признавать некоторые или нет, но при Ли Мен Баке и Пак Кын Хе действительно стал заметен откат от демократических подвижек, которых достигли при Ким Дэ Чжуне и Но Му Хене. Эксперты, в том числе в независимых институтах и структурах, стали все больше бояться говорить то, что не согласовывалось с мнением правительства.

То же было заметно и по СМИ. Большой резонанс вызвало задержание японского журналиста, которого в итоге выдворили из Кореи за то, что он просто обобщил те слухи, которые ходили в СМИ Кореи по поводу времени пребывания Пак Кын Хе в день гибели «Севоля». Пак до сих пор так и не прояснила, где именно она тогда была и чем занималась, но несмотря даже на критику со стороны международных организаций японскому репортеру не дали работать в Корее, фактически заставив его уехать.

Любое проявление каких-то настроений в пользу переговоров с Пхеньяном в последние два года в политическом руководстве Юга воспринимали практически как «просеверокорейскую деятельность». Не случайно, что радикальные консерваторы, которые до сих пор требуют вернуть к власти Пак Кын Хе, считают, что Мун Чжэ Ин является «ставленником Пхеньяна». Южная Корея в своем большинстве стала уже другой, а правление Пак в итоге действительно вылилось в откат в эпоху 1970-х гг. к стилю работы ее отца. Тогда это было возможно в Южной Корее, а сейчас народ Юга ответил импичментом.

И дело отнюдь не в Северной Корее. Большинство южнокорейцев на деле очень мало озабочены тем, что происходит на Севере и как будут выстраиваться отношения с Пхеньяном, но они действительно хотят иметь возможность более свободно высказываться, когда не согласны с руководством страны. Судя по первым шагам, Мун Чжэ Ин это понимает и намерен, как образно сказали в местных СМИ, «перевести часы истории снова вперед, вернув на законное место, после отката в прошлое при Пак».

Именно в рамках этой общей кампании в скором времени начнутся или уже стартовали полномасштабные реформы в силовых ведомствах и следственных структурах Кореи. Получится или нет что-либо изменить – покажет время. Те же корейцы сами же выбирали и Ли Мен Бака и Пак Кын Хе, а потому может быть, что маятник когда-то качнется обратно, приведя консерваторов вновь к власти. Но первые шаги Мун Чжэ Ина и его стиль руководства показывают: новое правительство Южной Кореи стало более открытым и более настроенным на диалог со всеми силами, от своего народа тот же Мун не намерен отгораживаться заборами резиденций и сотнями охранников, создавая имидж «народного президента», что резко контрастирует с «затворницей Пак Кын Хе». По крайней мере пока у нового президента Кореи получается «сыграть по-новому». А что-то более определенное можно будет сказать позже, когда кто-то неизбежно начнет его критиковать за какие-либо шаги.

Показать форму комментариев
1.jpeg
1.jpeg