

Текст:Олег Кирьянов (Пусан)
В обозримом будущем Северный морской путь (СМП), проходящий вдоль арктического побережья, будет все более активно использоваться для транспортировки различных грузов, в первую очередь энергоносителей. Такую точку зрения высказали зарубежные эксперты в ходе проходящей сейчас в южнокорейском Пусане международной конференции «Неделя арктического сотрудничества».
«85 процентов населения планеты проживают в Северном полушарии, и пути через Арктику соединяют этих людей… В стратегической перспективе Северный морской путь вряд ли может полноценно соперничать с традиционными путями доставки грузов, которые идут через Суэцкий и Панамский каналы, слишком разные условия и объемы. Однако я уверен, что СМП сможет хорошо дополнять эти пути, послужив активизации и увеличению объемов транспортировки, - отметил директор Арктического экономического совета Мадс Квист Фредериксен.
Вместе с тем эксперт указал, что для обеспечения стабильного и безопасного судоходства по СМП необходимые крупные инвестиции. «Согласно оценкам, в развитие инфраструктуры арктических районов необходимо вложить не менее 1 триллиона долларов в течение 15 лет… Кроме того, необходимо обратить особое внимание на создание структуры сбора и предоставления информации для судов. До сих пор некоторые районы Арктики представляют собой «информационную пустыню» - очень мало данных! Это осложняет безопасный и стабильный проход судов по СМП», - подчеркнул норвежский специалист.
Старший научный сотрудник НИИ энергетики и экономики Республики Корея Ли Сон Гю подробно остановился на сложившейся сейчас ситуации, отметив, что конфликт на Украине, к сожалению, негативно сказался на сотрудничестве в Арктике. «Страны Запада ввели масштабные санкции в отношении России. В этой связи очевидно, что Россия в приоритетном порядке будет развивать перевозку грузов и ресурсов по СМП, значительная часть которого проходит вдоль ее побережья, будет развиваться и инфраструктура данного маршрута. Можно ожидать, что российские нефть, газ, уголь будет теперь перенаправляться из Европы в Азию – в Индию, Китай, другие страны. В этой связи прогнозируется ужесточение конкуренции поставщиков на рынках Северо-Восточной, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии», - отметил Ли.
Он также выразил уверенность, что политика США, которые пытаются выстроить отдельные цепочки поставок, минуя Китай и Россию, закончится. «В обозримом будущем США продолжат свой курс, привлекая союзников, но это не может быть так всегда. Рано или поздно это закончится, и мы вернемся к прежним формам взаимовыгодного взаимодействия», - сказал он.
По мнению председателя Научно-исследовательского комитета арктических технологий Кореи Ким Хён Су, активные работы по созданию новых видов более безопасных с точки зрения экологии судов положительно скажется на задействовании СМП для перевозки грузов. «Одной из самых больших проблем при использовании СМП является обеспокоенность, что любая авария или вообще активное прохождение судов в Арктике нанесет сильный урон хрупкой экологии этого региона. Но успехи по части создания судов, у которых повышенные стандарты по части экологии, позволяют нам надеяться на решение этой проблемы. Это даст возможность спокойно осуществлять перевозку грузов по морям Арктического региона», - отметил Ким. Он добавил, что в последние годы наблюдается стабильное увеличение грузоперевозок по СМП. «Данный маршрут может стать хорошим страховочным вариантом и на случай тех аварий, которую мы наблюдали, когда в Суэцком канале встало судно, перекрыв движение этой важнейшей мировой транспортной артерии. Часть грузов можно будет перенаправить через Арктику». – указал корейский специалист.
Точку зрения о перспективности Северного морского пути поддержал и научный сотрудник судостроительной компании Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) Чхве Чжун Хё. Подробно описав те технологические инновации, которые сейчас активно внедряются на новых судах ледового класса, Чхве отметил, что это позволяет осуществлять перевозку грузов по СМП в те месяцы и при тех условиях, когда ранее считалось невозможным обеспечивать движение судов. «У нас уже есть рекорд, когда СПГ-танкер ледового класса смог пройти весь Северный морской путь и доставить ресурсы в Китай всего лишь за девять дней. При этом, согласно сообщениям СМИ, танкер прошел самостоятельно, без сопровождения ледокола», - указал он.
Сроки и условия
Мои комментарии