1.jpeg
1.jpeg
1.jpeg
1.jpeg
previous arrow
next arrow

Текст:Олег Кирьянов, Сеул – Москва

Прожив достаточно долго в Корее, от приезжавших в гости друзей или просто от случайных знакомых иностранцев часто периодически доводилось слышать вопрос: «Что можно увидеть здесь настоящее корейское, где здесь можно почувствовать Восток?» Посоветовать можно многое, но часто на ум приходили буддийские храмы.

04

Это тот самый настоящий восток, без которого поездка в Азию даже самым отъявленным любителям «стандартных пятизвездочных» отелей кажется неполной. Здесь не обходится и без корейской специфики, которая сразу становится очевидна, если сравнить с буддийскими монастырями, скажем, Таиланда (тоже вроде бы Азия, но совсем другая), хватает и интересных впечатлений, а заодно и того, что сразу хочется снять на камеру. Согласитесь, без фотографий многое в итоге забудется, да и перед друзьями нечем будет похвастаться. Кроме того, буддийские монастыри Кореи имеют свою спокойную, немного загадочную атмосферу с присущим этим местам ароматом благовоний. В общем, хотя бы один буддийский монастырь в Корее надо обязательно посетить.

013

            Буддизм на Корейский полуостров, как считается, проник еще в 372 г. н.э., вместе с китайским монахом Сундо. Долгое время – cVIIпо XIVвека буддизм занимал положение государственной религии. Пришедшая к власти в 1392 году династия Ли, которая и правила Кореей вплоть до начала ХХ века, в качестве основной идеологии приняла конфуцианство, а буддизм был лишен многих своих привилегий. До жестоких гонений дело не дошло, но отношение властей было прохладное. Именно из-за этого многие монастыри были основаны в горах – в крупных городах и деревнях далеко не всегда власти позволяли. Так что буддийские храмы оказались в достаточно отдаленных живописных горных районах не только из-за любви к природе и стремления отречься от всего мирского, хотя, наверняка, и этот факт оказал свое влияние.

05

Сейчас Южную Корею нельзя назвать преимущественно буддийской страной. Последователей буддизма среди верующих хватает, но их не большинство. Если верить статистике, то христиан (если вместе считать протестантов и католиков) в Южной Корее больше, чем буддистов. По данным на 2008 год, первых было 13,8 миллиона (или 55,1 % верующих), а вот буддистов – 10,7 миллиона (43 %). Немало, но буддизм в Южной Корее отнюдь не доминирует, хотя и заметен. Почему так произошло – история отдельная и оставим ее для другого случая...

В Южной Корее из всех направлений буддизма развитие получила Махаяна (иногда это направление не совсем корректно называют «Большой колесницей») в форме дзен-буддизма. По-корейски, «дзен» звучит как «сон». Этот тот же самый иероглиф, который по-китайски известен как «чань», а в России чаще всего известен благодаря японскому звучанию – «дзен». Но и среди этого течения хватает своих школ. В Южной Корее их насчитывается около двух десятков (18, если быть точным), а самая распространенная – школа Чоге.

015

Как бы там ни было, буддийское наследие и влияние традиций этой религии в Южной Корее заметно. Эта религия является неотъемлемой частью корейской культуры. Изящные пагоды, строгие каменные фонари, многочисленные скульптуры, фрески, картины, даже время от времени попадающиеся на улицах мегаполисов одетые в скромные серые одеяния монахи – все это постоянно напоминает о том, что Южную Корею без буддизма уже не представить. С другой стороны, адепты этой религии ненавязчивы, а сам «буддийский элемент» не надоедает и не является назойливым или агрессивным.

Конечно, самое яркое и заметное проявление буддизма в стране – это буддийские храмы и монастыри. Конкретные буддийские храмы в Южной Корее называются по-разному. Как правило, это очень поэтические названия. Но среди такого разнообразия есть одна неизменно общая деталь – в конце всегда следует слог «-са», что означает «храм»: Кванакса, Попчуса, Хэинса, Михванса, Пульгукса.

Общее число буддийских храмов в Южной Корее составляет около десяти тысяч. Среди такого множества достаточно трудно выделить «самый главный» или «самый красивый». Если говорить с точки зрения «визитной карточки», то на это звание больше всех претендует, пожалуй, расположенный возле города Кенчжу храм Пульгукса, который внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно туда чаще всего возят туристов, включая иностранных, а найти корейца, который ни разу не посетил Пульгукса, крайне сложно.

011

Но многие специалисты и приверженцы буддизма все же выделяют среди тысяч храмов «три главные жемчужины» Южной Кореи. Это три храма, каждый из которых символизируют основные части самой религии – Будду, священное учение (дхарма) и буддийскую общину (сангха). Так, храм Тхондоса, что на юго-востоке страны примерно в 35 км от портового города Пусан, символизирует Будду. Там хранятся реликвии Будды. Тоже примерно в этом регионе, но в глубине материка есть храм Хэинса. В нем хранится уникальное собрание буддийских текстов Трипитака, которая также внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому, наверное, логично, что этот храм представляет такую важнейшую часть этой религии как учение, дхарму. Ну а храм Сонгванса представляет собой то, без чего любое учение было бы мертвым – буддийскую общину, сангху. То есть можно считать, что Тхондоса, Хэинса и Сонванса – три главных буддийских храма Южной Кореи.

            Любой храм представляет собой единый, законченный ансамбль, составленный по строгим и четким правилам. При всем своем множестве и разнообразии буддийские храмы имеют единую общую структуру. Внутри практически каждая деталь имеет свое определенное значение, которое раскрывается только тем, кто разбирается в учении. Храм — это как своего рода большая интересная книга, надо только уметь ее читать.

046

            В Южной Корее буддийские храмы чаще всего расположены в горах. Конечно, встречаются и в городах, и у моря, но все же подавляющее большинство этих сооружений вам встретится именно в горных массивах.

            При входе вас встретят ворота Ильчхульмун или «ворота с одной опорой». Другое название этих ворот - Хэтхальмун или «ворота отрешенности». Они символизируют единство души и тела паломника, его стремление достичь своей истинной единой сущности, сущности Будды, желание и готовность отрешиться от наносных мирских желаний и эмоций. При этом опасаться не следует, в самом храме никто вас не будет заставлять выполнять ритуалы или отбивать поклоны. Здесь рады всем, в том числе и тем, кто зашел «просто посмотреть». Строго говоря, пройдя Ильчхульмун, вы уже как бы покидаете пределы обычного мира и вступаете в царство Будды.

            Сразу же после первых ворот, а иногда даже до них можно встретить и несколько больших яйцеобразных каменных памятников с красивыми крышами. Это так называемые «пудо» - в них хранятся пепел кремированных монахов, а также «сари» - особые круглые шарики, которые находят в теле после сожжения тела. Они считаются доказательством святости ушедшего в иной мир человека. Назвать такие места кладбищем как-то не очень верно. Да и сами монахи относятся к «пудо» почтительно, но без присущей посещению могил скорби. Скорее всего сказывается характерное для буддизма отношение к смерти — это в худшем случае перерождение в другом виде, образе, а в лучшем — достижение мира Будды, так что сожалеть о смерти не особо принято.

02

            За Ильчхульмун вскоре встретятся «ворота небесных царей» или Чхонванмун. В них по обеим сторон изображены весьма грозные защитники храма. Они исполнены в виде достаточно свирепых божеств и своим видом должны отпугивать злых духов. Таких защитников всегда четыре – по два с каждой стороны. Каждый из защитников символизирует одно из времен года, а также четыре основных географических направления – север, юг, запад и восток. Кроме того, эти божества, которые, кстати, попали в буддизм из индуизма, держат в руках либо флейту, либо саблю, либо дракона или пагоду.

            После Ильчхульмуна могут встретиться и третьи по счету ворота — Пулимун (врата освобождения, врата нирваны), которые символизируют состояние пробуждения сознания, становления на путь открытия в себе Будды.

            И только после нескольких ворот вы наконец попадаете в первый внутренний двор храма, границы которого очерчены стоящими по периметру строениями, где проходят медитации, проводятся проповеди, проходит изучение дхармы.

            В некоторых храмах, хотя, объективно говоря, достаточно редко, может попасться на глаза очень высокая вертикально стоящая труба. Это своего рода флагшток, на который иногда вывешивают флаг с символом того направления буддизма, к которому данный конкретный храм относится.

022

            Пройдем первый двор насквозь и попадаем во второй – главный внутренний двор. В левой части внутреннего двора в любом храме вы обязательно увидите открытое строение, внутри которого стоит большой колокол. Буддийские колокола отличаются от привычных россиянам колоколов более вытянутой формой, а также отсутствием «языка». Звук же издается при ударе по колоколу бревном, которое висит тут же на канатах. В установленное время, например, когда подается сигнал о пробуждении или отходу ко сну, а также во время торжественных мероприятий монах раскачивает бревно, а затем резко ударяет по колоколу — так издается звук. Рядом с колоколом часто можно увидеть огромный барабан, гонг, а также изображение деревянной рыбы. Все эти предметы используются для подачи сигналов, четко регулирующих определенные моменты или периоды жизни монастыря.

041

            Как уже говорилось, храм и все его детали напоминают большую книгу, причем смысловых уровней у каждого предмета может быть несколько. Например только что упомянутые колокол, барабан и рыба имеют особое значение. Поверхность барабана сделана из выделенной шкуры – с одной стороны обязательно коровы, а с другой – быка. Это уже символ двойственного начала вселенной, инь и янь, женского и  мужского. Кроме того, барабан представляет наземных животных. В барабан бьют, когда начинаются церемонии, связанные с изучением Дхармы. Деревянная рыба символизирует обитателей океана. Гонг считается связанным с птицами. В него бьют перед началом дзен-медитации.

            Главный же из всех инструментов – колокол. Он символизирует обитателей подземелья. Считается, что его звук дает облечение всем существам на небесах и в аду. Утром на рассвете в колокол бьют 28 раз, а вечером – 33 раза.

016

            Часто посередине главного внутреннего двора храма можно встретить башню или пагоду (иногда их называют и ступами) с нечетным числом ярусов — 3,5,7 и т.д. В таких башнях хранятся священные тексты, прочие реликвии. Кстати, от того, есть башня (по-корейски «тхап») в центре двора или нет, зависит то, как стоит обходить двор. Если нет — то против часовой стрелки, если есть — по часовой. Иногда на квадратных горизонтальных плитах, показывающих каждый ярус башни, висят небольшие колокольчики, которые при каждом дуновении ветерка издают приятный мелодичный звук. 

            В противоположной от входа части главного двора расположено основное культовое сооружение, название у которого могут быть разные. В нем, как правило, стоит главный алтарь, а также тот Будда, в честь которого построен данный конкретный храм. Такой зал чаше всего разделен на три смысловые части. В центре – статуя Будды, которому молятся, справа – поминальные таблички, слева – изображения охранников храма в виде мифических существ.

Вокруг главного двора могут быть постройки хозяйственного значения — кухня, библиотека, здания, где живут монахи. За главным зданием храма практически всегда есть аналогичные строения с алтарями поменьше. Здесь происходят поклонения другим Буддам, архатам. Может также встретиться и алтарь, посвященный местному духу горы.

08

            Вообще все эти здания с алтарями имеют еще одно символическое значением. Они считаются частями царства Будды на нашей бренной земле. Заходя в них, вы как бы на время попадаете в царство Будды. С другой стороны, эти здания символизируют и своеобразные корабли, которые помогают смертным людям достичь Нирваны, преодолев море страданий обычного мира. В общем, корабли, на которых верующие переправляются в рай. Именно поэтому часто одна из балок изображена в виде морды дракона – это нос того самого корабля.

Перед главным залом храма встречаются каменные фонари. Выглядит типичный фонарь следующим образом: на пьедестале стоит многоугольный каменный куб, в котором прорезаны отверстия, выходящие на четыре стороны. Они символизируют свет учения Будды, который распространяется по всему миру.

030

            В общей композиции буддийских храмов Южной Кореи часто присутствует река. Не всегда, но, когда есть возможность, ее обязательно впишут в ансамбль монастыря. Она тоже несет особое значение. При этом основную тропинку в сам храм чаще всего прокладывают так, чтобы гостю надо было перейти по мосту с одного берега на другой. Это опять же символизирует переход из суетного светского мира в царство Будды, представленное храмом.

Побывав в более-менее значительном количестве буддийских храмов, невольно начинавших их сравнивать, больше внимания обращая на мелкие детали. На территории практически каждого храма вы найдете родничок с питьевой водой. Эти роднички очень интересно оформляют: иногда вода льется из пасти рыбы, или черепахи, или дракона, или лотуса, может быть большая каменная чаша, перед которой будет стоять статуя Будды, как бы благословляя льющуюся воду, в общем, вариантов много. Просто, если будет возможность, обращайте на это внимание – именно такие мелкие детали, которые часто остаются незамеченными при беглом взгляде, помогают помочь и прочувствовать всю красоту и глубину буддийских монастырей. 

025

            Остановимся немного поподробнее на часто встречающихся в монастырях изображениях и фигурах, узнав значение которых, гулять по любому храму будет гораздо интереснее.

            Практически невозможно будет не заметить в корейских буддийских храмах изображения дракона. Иногда они выполняют роль охранников священных строений, иногда символизируют головную часть вымышленного корабля, на котором люди переправляются в мир Будды. Несколько иной смысловой подтекст у размещенного на вершине храмового колокола дракона, выполняющего роль крюка, за который колокол можно поднять. Считается, что дракон очень боится воды. А потому приходит в ужас, когда видит рыбу. Часто бревна, которыми бьют по монастырским колоколам, представляют собой деревянную фигуру рыбы. Дракон, сидящий на колоколе, видя это, должен кричать от ужаса, тем самым помогая колоколу издавать более громкий звук. По крайней мере в это верят.

Теперь пару слов о рыбах. Это животное олицетворяет неустанное стремление к познанию и мудрости, так как рыба, как раньше считалось, никогда не спит или, как минимум, никогда не закрывает глаза.

042

            Вряд ли получится найти какой-либо буддийский храм без изображения цветка лотоса. Многие храмы специально выращивают лотосы в прудах. Это священный для буддизма цветок. Будду часто изображают стоящим на большом цветке лотоса. По одной легенде, Будда, когда шел, то под его ногами вырастали лотосы. Этот цветок символизирует чистоту и красоту, которая может появиться из окружающей его грязи (это растение обычно появляется в заболоченной местности). Здесь присутствует и сравнение с буддийской практикой: как прекрасный лотос вырастает несмотря на грязь, так и душа может достичь просветления и уйти в Нирвану несмотря на окружающий обыденный мир, переполненный страданиями и страстями.

            Как уже неоднократно говорилось, в храмах очень много символов, многочисленных уровней ассоциаций. Названы были лишь некоторые – самые заметные и часто встречающиеся.

            В храмах стоит обратить особое внимание на структуру крыш зданий. Во-первых, она очень сложная, несмотря на внешнюю кажущуюся простоту. Впечатляет, когда понимаешь, насколько сложно было создать такую красоту. Во-вторых, многочисленные балки, торцы и прочие части крыши украшены самыми разными узорами, рисунками, замысловатыми линиями. Получаются великолепные фотографии.

023

Ну и в завершение несколько основных правил поведения. Буддисты – люди очень терпеливые, а к иностранцам вдвойне. Если вы невольно что-то сделаете неверно, то вам просто спокойно и доброжелательно подскажут правильный способ. Но лучше знать хотя бы базовые правила, хотя они, как часто говорят применительно к техническим новинкам, «интуитивно понятны». В храмах нельзя громко разговаривать, шуметь, бегать, злословить. Одежду следует также подбирать скромную, хотя в этом плане жестких рекомендаций нет. Встретив монаха, следует поприветствовать следующим образом: сложить ладони рук перед грудью и сделать полупоклон. Правда это правило часто игнорируется, но ни один монах не забудет вам ответить таким же поклоном, если вы его поприветствуете так.

Заходить в здание с главным алтарем можно, но обязательно сбоку. По центру вход только для монахов. Внутри здания не обязательно молиться, можно просто взять как правило тут же лежащие небольшие подушки и посидеть на них. А можно попытаться скопировать те поклоны, которые отбивают верующие.

Также не следует забывать, что монастырь это все же чей-то дом. Если написано перед каким-то зданием «просьба не входить», то лучше этого не делать. Там либо монахи живут, либо идет медитация. Но это уже правила обычной вежливости, которой следует придерживаться и в миру.

048

            В последние годы буддизм в Южной Корее переживает второе рождение. Появились программы проживания в монастыре (так называемые «темпл-стэй»), в которых могут принять участие все желающие. Вы платите небольшую плату и живете несколько дней как монах – вместе едите, вместе молитесь, медитируете, участвуете в чайной церемонии, работаете и т.д. Таков вот способ на себе испытать, какова эта жизнь в монастыре. Данные программы, кстати, пользуются большой популярностью, в том числе и среди приезжающих в Корею иностранцев. Некоторые часто «уходят в монастырь» на несколько дней, чтобы сбросить стресс нашего современного мира и просто немного отдохнуть на природе в размеренном ритме жизни храма. Есть и более серьезные длительные программы – дзен-медитации, изучения буддизма и прочие, но в их принимают участие, как правило, верующие, хотя формальных ограничений в этом плане нет. А вот «темпл-стэй» пользуются бешеной популярностью, часто там можно увидеть целые семьи. Это теперь уже полноценный «туристический продукт с буддийским уклоном».

            Буддийские храмы были, есть и будут оставаться неотъемлемой и очень интересной частью культурного ландшафта Южной Кореи. А потому, оказавшись в Стране утренней свежести, обязательно следует хотя бы мельком заглянуть в один из монастырей. А если есть время, то, может быть, и самому на пару дней стать монахом по программе «темпл-стэй» - без ярких и незабываемых впечатлений на всю жизнь точно не останетесь. 

{eventgallery event='BuddaXram' attr=images mode=grid linkmode=lightbox max_images=56 thumb_width=150 offset=0 }

 

1.jpeg
1.jpeg