1.jpeg

Мегапроект Южной Кореи признан "пшиком" (о дипломатии природных ресурсов)

CAM00535В Южной Корее есть одна неписаная традиция - вышедшим в отставку президентам надо устраивать тяжелую жизнь. Теперь и до Ли Мен Бака добрались - фактически его главную "фишку", в которую при его правлении Корея вгрохала многие миллиарды, признали провалом. Впрочем, про это говорили уже давно, а сейчас лишь "подвели итоги".

Скандал сейчас из-за "дипломатии природных ресурсов". Это было и до Ли, но при нем возвели в ранг госполитики. В посольствах даже новые должности повводили "советник по природным ресурсам". Особенно активно на просторах бывшего СССР Южная Корея в этом направлении развернулась в Средней Азии, пытались также и в России, но им сразу сказали, что "ничего не выйдет".

Но в других частях мира очень активно занялись: скупали доли в месторождениях, компании, которые занимались разработкой природных ресурсов и прочее.

По сути ситуации просто поставлю заметку, там вся фактура есть, а ниже просто несколько коротких замечаний:

«Природная дипломатия» правительства Южной Кореи признана провальной

Большой резонанс произвело оглашение предварительных итогов оценки «дипломатии природных ресурсов», которую активно реализовывало правительство Южной Кореи в последние годы, затратив на это десятки миллиардов долларов. Комиссия по аудиту и инспекциям (КАИ) Республики Корея признала все данную программу убыточной, рекомендовав немедленно продать доли в десятках проектах.

Отметим, что «дипломатией природных ресурсов» называется комплекс мер, который при активной поддержке и помощи правительства реализуют крупные компании Южной Кореи, пытаясь получить доступ к месторождениям природных ресурсов за рубежом. Так как сама Корея очень бедна полезными ископаемыми, то таким образом корейцы пытаются гарантировать для себя приток необходимых ресурсов. Особенно активно данная политика реализовывалась при предыдущем президенте страны Ли Мен Баке (правил в 2008-2013 гг.) который возвел ее в ранг одного из главных направлений государственной стратегии.

«Мы уже и так потеряли несколько миллиардов долларов, а можем потерять еще несколько десятков. Все обещанные прибыли и приток ресурсов остались обещаниями, имеющиеся сейчас объективные показатели мизерны по сравнению с теми, на что рассчитывали. Чтобы минимизировать убытки необходимо не колебаться, а распродавать явно неэффективные проекты и компании» - так можно резюмировать предварительные итоги государственной Комиссии по аудитам и инспекциям Кореи, эксперты которой совместно с сотрудниками министерства промышленности, торговли и ресурсов и министерства планирования и финансов более полугода проводили проверку, выезжая в том числе и на места реализации «дипломатии природных ресурсов».

Эксперты из КАИ и министерств изучили в общей сложности 169 зарубежных проектов, в которых с 1984 г. участвовали государственные компании Южной Кореи – в первую очередь  Korea National Oil Corporation (KNOC), Korea Gas Corporation (KOGAS), Korea Resources Corporation (KORES) и некоторые другие. Подавляющее большинство проектов были начаты недавно – во время правления Ли Мен Бака. В общей сложности было потрачено 35,8 триллиона вон (ок. 30 млрд. долл.). Но выводы сделаны неутешительные.

«Согласно планам, сейчас мы должны получать около 500 млн. баррелей нефти, а получаем лишь 2,24 млн или 0,04 % от запланированного», «Расходы на проекты в период с 2008-2014 гг. должны были составить 3,15 трлн. вон, а составили 12,86 трлн.», «После 2003 г. вложено в 116 зарубежных проектов 31,4 трлн. вон, а вернули лишь 4,6 трлн. Возврат остальных денег находится под вопросом», «В будущем мы должны потратить еще 48 трлн. вон» - такими фразами первый вице-директор КАИ Чон Гиль Ен фактически вынес приговор всей по замыслу верной, но по практике реализации провальной стратегии «природных ресурсов», которую официальный Сеул с большой помпой рекламировал при каждом удобном случае.

В КАИ признали, что некоторые успехи все же есть. «Уровень собственной разработки нефти и газа с 3,1 % в 2003 г. повысился до 13,7 % в 2011 г., по пяти стратегическим минеральным ресурсам, включая уголь, увеличился с 18,2 %  до 29 %», - говорится в докладе. Впрочем, выводы инспекторов однозначные. «Дальнейшее продолжение крупных инвестиций в подобные зарубежные проекты, особенно вложение запланированных 48 трлн. вон, грозит поставить под угрозу финансовое положение участвующих в этих программах наших госкомпаний», - подчеркнуто в документе.

На условиях анонимности в беседах с журналистами сотрудники КАИ были еще более откровенны: «Нашим компаниям надо как можно скорее определить гарантированно удачные проекты, которых немного, а остальные немедленно распродавать, иначе будет хуже», - отметил одни из госслужащих, который участвовал в проекте.

Впрочем, как говорят независимые эксперты, подобные результаты были ожидаемы. «Сама по себе идея неплоха, учитывая, что у нас нет своих ресурсов, но не надо было устраивать кампанейщину. А при Ли Мен Баке из этого сделали госполитику, а от президентов госкомпаний стали требовать результатов, чтобы отрапортовать народу об успехах и прорывах. Вот и получилось, что мы приобрели доли в месторождениях и проектах, которые были заведомо известны как убыточные либо сомнительные, но зато на время гарантировали показатели по «укреплению уровня ресурсной безопасности». Теперь пришел другой президент, и первая же проверка выявила то, что и так было известно всем: программа убыточна, политически мотивирована, результаты – мизерны», - отметил в беседе с «РГ» один из финансовых аналитиков, который ранее занимался оценкой ряда проектов.

Примечательно, что и докладе КАИ приведены ряд примеров, когда KNOC  и другие госкомпании были осведомлены о не самых лучших показателях некоторых проектов, но предпочли это не афишировать и приобрели либо доли в проектах либо целиком выкупили некоторые зарубежные компании. «Данная политика, с одной стороны, способствовала тому, что наши компании стали более авторитетны на международной арене, активно участвуя в иностранных проектах, получили некоторые технологии», - отмечено в документе КАИ, но тут же подчеркнуто, что именно эта погоня за внешними показателями и привела к общему провалу «дипломатии природных ресурсов».  Следует также отметить, что в ряде компаний, которые участвовали в этой стратегии, уже идут обыски и проверки.

Впрочем, эти выводы КАИ оспаривают как экс-президент Ли Мен Бак, так и те, кто был рядом с ними во время его правления. По их словам, проекты по разработке природных ресурсов носят долгосрочный характер, рассчитаны на прибыль через 10-30 лет, а потому неверно судить о них сейчас. Но аудиторы КАИ все равно рекомендуют по сути сворачивать большинство инициатив, распродавая большинство проектов, которые обещают только убытки. «Мы точно не должны вкладывать запланированные 48 трлн. вон, а все уже купленное надо продавать. Да, убытки будут, но если не сделать это сейчас, то потом будет хуже», - отметил один из экспертов Комитета по аудиту и инспекторов Республики Корея. 

А теперь свои замечания

- Корейцы, когда объявили эту "дипломатию", напомнили комсомольцев, которые по заданию партии ринулись целину осваивать - энтузиазма и рвения было столько же. Тогда сразу было понятно, что хорошие месторождения и проекты на дороге не валяются, а продаются всякие сомнительные и левые. Но именно пошла, как правильно мой знакомый сказал, "кампанейщина" - требуют отчет, результат, новых "купленных" месторождений, "долей, которые принадлежат Корее" и понеслась "отчетность" - скупили все, что плохо валялось и что мало кому было нужно. Конечно, были и удачные "входы" корейцев, но сомнительных решений было много. В общем, "давали план" - план дали, Ли Мен Бак порадовался, написал мемуары, в которых очень подробно описал, какой он хороший с этой дипломатией, а теперь вот такой "пшик".

Вот ссылка - здесь писал про его мемуары: http://olegkir2002.livejournal.com/43873.html

- Предыдущие президенты в Корее не очень хорошо заканчивали: кого под суд - либо их либо родственников, кого до самоубийства довели, кого грохнули, а вот у Ли хотя старшего брата и посадили, а вот у него не смогли доказать (хотя подозрения были). Но вот теперь две его главные политики разнесли в пух и прах 1) Проект четырех больших рек признан ранее полной ошибкой, 2) а вот теперь и "дипломатия природных ресурсов". Уверен, что Ли еще выскажется по этому поводу, но многие сразу говорили, что "сметаем не то, что хорошее, а то, что никому не нужно".

- С другой стороны, можно и согласиться со словами, что такие проекты, как разные разработки ресурсов, обычно длительные. Это все так, вполне возможно, что торопятся с выводами. Но есть, как уже говорил, заведомо убыточных проектов и также фирм (в Канаде они купили зачем-то, в Европе и пр.). Похоже, что решили, что 48 триллионов (42 млрд долл) многовато будет вбухивать.

- Интересна и другая закономерность. Многие из тех экспертов, кто с приходом Ли Мен Бака хвалил и его "проект четырех больших рек" и "дипломатию природных ресурсов" теперь вдруг прозрели и находятся среди критиков. Ну, тут понятно,мертвого льва можно и попинать. А при Ли, помню, жаловались эксперты, что на них из правительства "давят", требуя положительные оценки этих "дипломатий". Особенно это заметно было в государственных институтах.

- Есть у корейцев и другая особенность. Они уже не первый раз попадаются на деньги, ведя себя как "святая наивность". Складывается ощущение, что у них есть мнение, что люди не знают, что сидят на золоте, а корейцы думают, придут, купят по-дешевке и все будет "в шоколаде". Лет 10 назад был скандал, как Корейская жд компания (!!!! не ошибся) влезла в проект Сахалин-6. Логика,как я понял, была такая: ну Сахалин же, ну там везде нефть, послушали кого-то и вот... Шума было много, хотя их потери были лишь несколько миллионов.

Но это повторяется с завидным постоянством: постоянно поиск с надеждой, что на дороге валяется золотой кусок (я говорю сейчас про проекты с природными ресурсами только),а его увидят только корейцы. А тут еще дали команду со стороны президента! - вот и пошли "находить": США, Канада (там поскупали несколько компаний по завышенной цене, причем им сразу говорили - переплачиваете, компании убыточные), Латинская Америка, Центральная Азия, ЮВА, Европа... НУ вот и результат,

- Ну вот, это еще один скандал. Еще пара есть, только руки не доходят описать их, но тоже интересные и резонансные.

Показать форму комментариев
1.jpeg
1.jpeg