1.jpeg

Горы Кымгансан под ковром листопада

Алмазные горы Кореи накрыл багряно-желтый ковер листопада

Олег Кирьянов (Пхеньян-горы Кымгансан-Сеул)

Каждому жителю Корею – причем как Северной, так и Южной – прекрасно известна местная поговорка, которая звучит в переводе на русский как «Даже красоты гор Кымгансан надо осматривать на сытый желудок», своего рода аналог известного всем россиянам выражения: «Война войной, а обед по расписанию». Данная корейская пословица как бы с одной стороны показывает, насколько важной считается еда, а с другой невольно говорит о том, что в Корее является главной достопримечательностью.

Возможно, что по поводу «главных достопримечательностей» Кореи у всех могут быть разные точки зрения, особенно если брать то, в какой именно Корее живет человек – в Северной или Южной, но по поводу одного у корейцев все же есть консенсус. Даже южнокорейцы, среди которых очень много любителей и ценителей гор, признают – самые красивые горы Корейского полуострова – это Кымгансан. Многие южане при этом мечтательно говорят: «Эх, хоть бы разком посмотреть самому на все это».

Каждый раз красивы и каждый раз по-разному

Кымгансан часто переводят как «Алмазные» или «Бриллиантовые горы». Если же судить по обилию природных красот тех мест, то действительно можно сказать, что эти горы состоят из изумительных бриллиантов природной красоты.     1      

Расположены горы Кымгансан примерно в центре Корейского полуострова и выходят на восточное побережье. Если же учитывать раздел полуострова на две части, то Кымгансан – горы Северной Кореи, находятся на юго-востоке страны в провинции Канвон, совсем недалеко от межкорейской границы.

Если брать «сухие размеры», то Алмазные горы (или Кымгансан) все же не такие уж и большие. Горный парк протянулся с запада на восток примерно на 40, а с севера на юг – на 60 км, а высота самой большой вершины пика Пиробон составляет 1638 м над уровнем моря.  Однако несмотря на достаточно скромные (если сравнивать с ведущими мировыми хребтами и кряжами) размеры Кымгансан вместили столько красот и достопримечательностей, что легко дадут фору многим более мощным горным паркам.

Кымгансан делится на три основные части – внешнюю, внутреннюю и морскую. Отсюда же и названия основных регионов парка «Ве-Кымган» - «внешний Кымган», «Нэ-Кымган» - «внутренний» и «Хэ-Кымган» - «Морской Кымган». Алмазные горы поражают своим разнообразием и, если можно так сказать, разноплановой красотой. «Здесь красиво в любое время года. И в каждый район – не похож на другой. Внешний Кымган славится в первую очередь живописными водопадами, выстраивающимися подчас в причудливые каскады. Внутренний Кымган – это в основном бесчисленные горные пики и скалы, где каждый видит какую-то фигуру, человека или зверя, а Морской Кымган – это уже скалы, шагнувшие в воды Восточного моря и красивое побережье», - пояснила местный гид кореянка Хан Гуми, которая стала нашим экскурсоводом по местным тропам. Эта девушка, которая родилась и выросла в небольшом городке в горах Кымган, беззаветно влюблена в эти горы и стремится поделиться с каждым гостем частицей своего отношения, а также глубокими знаниями как объективных исторических и геологических фактов, так и бесчисленными легендами, сказаниями и притчами, сопровождающими Кымгансан с древних времен.35

«Всего здесь насчитывается около 12 тысяч вершин, но здесь не хватит и месяца, чтобы заглянуть в каждый более-менее крупный уголок этих гор, хотя каждый из них неповторим», - рассказывала с бесконечной любовью к этим горам Гуми, постоянно цитируя как древних, так и современных поэтов, писателей, политиков, королей, которые в разные времена неизменно восторгались Алмазными горами. Согласно одной из историй, правитель Кореи был в этих местах, что называется, «проездом», случайно добравшись до Морского Кымгана. Монарха поразили эти скалы, но в особенности его покорило расположенное совсем рядом красивейшее озеро. Первоначально он планировал остаться здесь лишь сутки, но не смог заставить себя уехать отсюда целых три дня, после чего озеро носит свое нынешнее название «Самильпхо» - «Бухта трех дней».

И таких рассказов, стихов – бесчисленное множество: про любовь прекрасных фей и простых охотников, про преданность слуг своим монархам, про героизм воинов и трусость предателей, про смелость мышей и забавные ситуации из жизни медведей и так далее. «Я готова рассказывать вам без перерыва про каждую скалу. Тут практически про все горы, крупные камни, водопады есть по несколько притч и стихов», - пояснила Хан, сказав, что просто «не хочет утомлять», предлагая время от времени нам самим пофантазировать на тему «на что похожа та или другая скала».

Кстати, для подобных упражнений больше всего подходит потрясающий район гор Кымган Манмульсан – «горы 10 тысяч образов». Он называется так, потому что каждый человек видит в сочетании большого количества пиков каждый раз что-то свое, что близко именно ему.

Под ковром листвы…

Эти горы красивы в любое время года, но при этом выглядят совершенно иначе в зависимости от сезона. Из-за этого Кымгансан имеет около десятка дополнительных названий. Так, летом Кымгансан часто называют «Поннэсан» - горами, где живут боги, осенью – «Пхунаксан» или  горами, который покрыты красивейшим листопадом, зимой – «Кэгольсан» или горами, «открывшими свои кости» - из-за падения листвы, которая оставляет без «одежды» сами  скалы, открывая их особую красоту, а весной – это чаще всего именно «Алмазные горы» или Кымгансан.54

Конечно, тут было трудно удержаться, чтобы не задать очень субъективный, но напрашивающийся вопрос: «Понятно, что эти горы красивы по-своему всегда, но когда считается, что Кымгансан наиболее красив?» - «Мне вот например нравится очень суровая красота зимы, но конечно же, и это признают все, Кымгансан в пике своего великолепия – в середине-второй половине октября. То есть сейчас…», - сказала наш гид.

Конечно, мы немножко лукавили, спрашивая, так как знали заранее, какое время считается самым лучшим, а потому и направились сюда именно сейчас, когда в этих горах листва радует глаз пестрым и ярким ковром из огненно-красной, багряной и желтых красок. Сосны же, которые придают воздуху особый аромат, добавляют вечной зелени. В общем это сочетание красного, желтого и зеленого на фоне причудливых гор и пиков, на фоне летящих вниз водопадов, на фоне скапливающихся небольших озер, которые благодаря чистоте воды имеют хрустально-изумрудный цвет – все это поражает, завораживает и потрясает.

«А, Кымгансан! О, Кымгансан!» - со смехом описала наши лица наш гид, когда мы вскарабкались на пару сотен метров вверх и вышли к обзорной площадке, откуда была видна вся красота как цветастого ковра листвы, так и растянувшегося по полукругу каскада водопадов и небольших озер. Впрочем, на этот раз Хан Гуми опять привела цитату – так охарактеризовал свое восхищение горами один из известных поэтов Кореи, который побывал здесь.

15

«А!» «О!» и прочие междометия – это единственное, что зачастую вырывается у людей, кто не в силах описать словами эту красоту… Действительно, впору поверить, что если есть феи, то спускаться они должны как минимум и в горы Кымгансан тоже.

Надо также отметить еще, что весь этот горный парк Кымгансан не случайно сохраняет свой первозданный вид в такой красоте. Администрация Особой международной туристической зоны Кымгансан следит за этим очень тщательно. Здесь на тропинках нет ни окурков, ни фантиков, а вода, как было уже сказано, действительно изумрудного цвета, воздух же – его хочется буквально пить.

Горы корейского объединения

Ваш покорный слуга оказался в Кымгансане во второй раз. В первый раз это было в 2005 г., когда в самом разгаре было межкорейское сотрудничество в рамках комплекса. Тогда в рыбном ресторане «Кымсонхан» на берегу моря было людно, шумно и весело, самым популярным тостом было «за скорейшее объединение Кореи» и «за мир». Тогда мы прибыли в составе большой группы южнокорейских и иностранных журналистов. Теперь же, 11 лет спустя, наша компания из четырех человек была единственной, ужинающей в этом заведении…Да и то, среди нас не было и не могло быть по крайней мере сейчас ни одного южанина …

Кымгансан, которые любят корейцы из «любой Кореи», по праву можно назвать «горами объединения».  С именем этого района связан, если можно так сказать, один из самых «красивых» проектов межкорейского сотрудничества. Стартовал оно в 1998 г. благодаря усилиям южнокорейского концерна «Хёндэ», президент которого родился в Кымгансане еще до раздела Кореи. Инициатива бизнесменов была поддержана Северной Кореей, а также политическим руководством администраций президентов Юга Ким Дэ Чжуна и Но Му Хена, которые делали ставку на налаживание сотрудничества с Севером.83

Вот тогда две Кореи и создали здесь «регион сотрудничества», построив отели, магазины, вспомогательную инфраструктуру, а в Кымгансан сначала на судах, а затем уже и по суше на автобусах потянулись многочисленные группы южнокорейских туристов.

Все, к сожалению. резко оборвалось в июле 2008 г., когда пограничник КНДР застрелил южнокорейскую туристку, которая на рассвете пошла прогуляться по пляжу и, как можно догадываться, зашла не туда, куда следовало. Возможно, что будь у власти на Юге тот же Но Му Хен, то Сеул и Пхеньян смогли бы в итоге урегулировать и эту ситуацию, учитывая, что КНДР выразила сожаления по факту гибели гражданки Республики Корея. Но в Сеуле у власти были люди уже сторонники более жесткого подхода к Пхеньяну, а Север тоже решил в ответ пойти на принцип.

В 2008 г. поездки были прекращены, а в 2010 г. Пхеньян заявил, что полностью забирает под свое управление регион, конфискуя недвижимость и все остальное имущество. На этой и прилежащей территории была создана Особая международная туристическая зона «Кымгансан». Власти КНДР теперь делают ставку на привлечение туристов из других стран, подавляющее большинство из которых составляют представители соседнего Китая. Впрочем, в течение трех дней нашего пребывания была слышна также японская, английская, немецкая и французская речь.

Насколько можно судить, в обеих Кореях хватает людей, кто выступает за возобновление сотрудничества в рамках горного курорта. В «Хендэ» говорят, что они готовы очень быстро восстановить всю инфраструктуру, а увиденное нами лично позволяет сказать, что всё работает, хотя туристов конечно же меньше, чем было в 2000-х гг. Северяне нам постоянно отмечали, что «готовы возобновить сотрудничество по туризму», однако пока Север и Юг не могут договориться. «Мешает политика», - грустно констатирует по обе стороны межкорейской границы.

«Русские здесь бывают, но все же очень и очень редко. Приезжайте почаще, мы всегда рады вас видеть. Я показала вам только пару десятков пиков, а здесь их 12 тысяч – надо же пересчитать все!» - шутливо сказала, прощаясь с нами Хан Гуми.

Она и ее коллеги так же признали, что хотели бы видеть и собратьев по крови из Южной Кореи в числе гостей. «Мы не хотим, чтобы политика не мешала бы тем, кто хотел бы увидеть красоты Кымгансана, побывать здесь. А потому мы рады будем видеть всех, в том числе корейцев из южной части. Будете в Сеуле – скажите им это, может вас они услышат», - сказали в Комитете по управлению международной туристической зоной, пожимая нам руки… 

Показать форму комментариев
1.jpeg
1.jpeg