1.jpeg

Судостроительные концерны Южной Кореи оказались на грани кризиса

Текст:Олег Кирьянов (Сеул)

11aСовокупность объективных и субъективных факторов привела к тому, что ведущие судостроительные концерны Южной Кореи, оказались на грани кризиса и демонстрируют плохие финансовые показатели. Особенно тяжело положение  у DSME (Daewoo Shipbuilding Marine Engineering), где ожидаются очень крупные убытки, сокращение персонала неизбежно, а некоторые стали поговаривать о замаячившем на горизонте возможном банкротстве третьего крупнейшего судостроительного концерна мира. Банки-кредиторы пообещали разобраться с ситуацией, призвав не делать преждевременных выводов.

Напомним, что Южная Корея является лидером мирового судостроения. Главными компаниями отраслями является так называемая «большая тройка» - HHI (Hyundai Heavy Industries), DSME (Daewoo Shipbuilding Marine Engineering) и SHI (Samsung Heavy Industries). Эти южнокорейские гиганты являются также и тремя крупнейшими судостроительными концернами мира. Однако неблагоприятная экономическая ситуация и падение цен на нефть негативно отразились на заказах. Большим ударом стало также и банкротство группы STX, чье судостроительной подразделение занимало пятое место в мире. К России вся эта ситуация имеет также отношение. У южнокорейцев Россия заказывает различные виды самых современных судов и плавучих установок, а DSME является одним из главных партнеров, на помощь которого делается ставка в программе развития судостроительной отрасли РФ.

Как сообщили южнокорейские СМИ со ссылкой на источники в Ассоциации судостроителей Кореи, ситуация в отрасли сложилась тяжелая. Ожидается, что по итогам второго квартала 2015 г. «большая тройка» заявит об убытках свыше двух миллиардов долларов. Причины здесь – сокращение заказов на суда, буровые платформы, плавучие суда по добыче и хранению нефти и газа. Это вызвано, в свою очередь, снижением мировых цен на нефть, а также общим спадом в экономике планеты.

«В прошлом году уже заметны были проблемы, и в первой половине этого года «большая тройка» никак не может улучшить свои показатели», - отметил на условиях анонимности один из представителей местной Ассоциации судостроителей.

Так, HHI в прошлом году установила антирекорд, зафиксировав убытки на уровне трех миллиардов долларов, в первом квартале этого года потери крупнейшей судостроительной компании мира составили 192,4 млрд. вон (ок. 170 млн. долл.). По итогам второго квартала 2015 г. ожидают прибыль на уровне 100 млрд. вон (ок. 89 млн. долл.), но это все равно признано незначительным на фоне общих потерь.

SHI в первом квартале зафиксировала 26, 3 млрд, а по итогам второго квартала – 50 млрд. вон (22 и 45 млн. долл.), что признано неудовлетворительным показателем. Впрочем, кое-как SHI смогла снизить угрозу кризиса, сумев получить заказ на две платформы и три плавучих завода, что составило 6 млрд. долларов.

Но самые серьезные серьезные проблемы у DSME, которая больше всех пострадала от сокращения заказов на плавучие заводы по добычи и переработке нефти. Так, в этом году DSME не смогла получить ни одного заказа на плавучие заводы. Общий портфель заказов составляет 3,51 млрд. долл., но все это обычные суда (32 заказа), которые дешевле плавучих заводов. Отсюда и удручающие показатели. В первом квартале убытки составили 46,3 млрд. вон (ок. 42 млн. долл.), а вот по итогам второго ожидают убытки сразу на уровне двух миллиардов долларов. Это станет сильным ударом для финансового состояния концерна.

Согласно данным NH Investment & Securities, общий объем долгов и выплат, которые должен совершить DSME, составляет около 19 млрд. долларов (21,9 трлн. вон). Больше всего концерн задолжал банкам Export-Import Bank of Korea (по оценкам – 12,5 трлн. вон) и Korea Development Bank (4,1 трлн. вон). В результате Korea Investors Service, которое является местным подразделением международного кредитно-рейтингового агентства Moody’s, понизило рейтинг DSME c A до А -, выдав при этом негативный прогноз на дальнейшее развитие ситуации и предупредив о возможном следующем понижении рейтинга. Это сразу привело к падению котировок концерна на фондовой бирже на 6,51 % за один день.

DSME также недавно понес крупные убытки на уровне одного миллиарда долларов, когда заказ на строительство четырех судов по разведке нефти (общая стоимость заказа 2,2 млрд. долл.) был отложен заказчиком на неопределенное время.

Правда представители других компаний указывают, что проблемы вокруг DSME были предсказуемы, а компания пыталась скрыть убытки. «Нам сразу показалось странным, что из нашей «большой тройки» по итогам прошлого года только DSME заявила о прибылях, тогда как у двух других были убытки. Не удивлюсь, если окажется, что «Дэу» просто скрыла убытки от сферы плавучих заводов, а теперь все это стало проявляться», - прокомментировал ситуацию представитель руководства другого судостроительного концерна.

Эксперты же стали с тревогой говорить, что вся ситуация вокруг DSME стала напоминать кризис вокруг STX, который привел к банкротству группы и отставке всего руководство фирмы. Экс-глава группы, кстати, сейчас находится под следствиям по делу о финансовых махинациях.

«В свое время я предупреждал о грядущем банкротстве STX, но поначалу многие игнорировали хорошо известные проблемы концерна. В результате все пошло по худшему сценарию. У DSME сейчас много схожего. Они также пытаются манипулировать данными финансовой отчетности, но это рано или поздно всплывет, а удар будет еще сильнее. Тут нужны решительные действия под контролем кредиторов, само же руководство концерна может и не решиться на это, так как придется пойти на массовые сокращения и «сброс» ряда активов», - пояснил «Российской газете» эксперт сферы судостроения, который долгое время проработал на руководящих постах одной из крупнейших судостроительных компаний Южной Кореи.

В этой связи банки, среди которых есть и Korea Development Bank, владеющий 41% акций DSME, уже «надавили» на руководство концерна, заставив его признать необходимость реструктуризации и реформ. Ожидается, что в ближайшее время в DSME начнутся сокращения персонала и распродажа части активов, чтобы покрыть долговые обязательства.

Но проблема в том, что и перспективы для мирового судостроения вообще пока не выглядят радужными. Падение мировых цен на нефть сделало многие проекты нерентабельными, что и сказывается на заказах на суда, буровые платформы и заводы по переработке и хранению нефти и газа. А именно на последние, а также крупные специализированные суда и делали ставку южнокорейцы в последние годы. Та же самая DSME получала в последние годы более половины своих доходов именно от плавучих заводов по добыче и хранению нефти.

Показать форму комментариев
1.jpeg
1.jpeg