1.jpeg

«Природная дипломатия» правительства Южной Кореи признана провальной

Текст:Олег Кирьянов (Пусан)

20Большой резонанс произвело оглашение предварительных итогов оценки «дипломатии природных ресурсов», которую активно реализовывало правительство Южной Кореи в последние годы, затратив на это десятки миллиардов долларов. Комиссия по аудиту и инспекциям(КАИ) Республики Корея признала все данную программу убыточной, рекомендовав немедленно продать доли в десятках проектах.

Отметим, что «дипломатией природных ресурсов» называется комплекс мер, который при активной поддержке и помощи правительства реализуют крупные компании Южной Кореи, пытаясь получить доступ к месторождениям природных ресурсов за рубежом. Так как сама Корея очень бедна полезными ископаемыми, то таким образом корейцы пытаются гарантировать для себя приток необходимых ресурсов. Особенно активно данная политика реализовывалась при предыдущем президенте страны Ли Мен Баке (правил в 2008-2013 гг.) который возвел ее в ранг одного из главных направлений государственной стратегии.

«Мы уже и так потеряли несколько миллиардов долларов, а можем потерять еще несколько десятков. Все обещанные прибыли и приток ресурсов остались обещаниями, имеющиеся сейчас объективные показатели мизерны по сравнению с теми, на что рассчитывали. Чтобы минимизировать убытки необходимо не колебаться, а распродавать явно неэффективные проекты и компании» - так можно резюмировать предварительные итоги государственной Комиссии по аудитам и инспекциям Кореи, эксперты которой совместно с сотрудниками министерства промышленности, торговли и ресурсов и министерства планирования и финансов более полугода проводили проверку, выезжая в том числе и на места реализации «дипломатии природных ресурсов».

Эксперты из КАИ и министерств изучили в общей сложности 169 зарубежных проектов, в которых с 1984 г. участвовали государственные компании Южной Кореи – в первую

очередь Korea National Oil Corporation (KNOC), Korea Gas Corporation (KOGAS), Korea Resources Corporation (KORES) и некоторые другие. Подавляющее большинство проектов были начаты недавно – во время правления Ли Мен Бака. В общей сложности было потрачено 35,8 триллиона вон (ок. 30 млрд. долл.). Но выводы сделаны неутешительные.

«Согласно планам, сейчас мы должны получать около 500 млн. баррелей нефти, а получаем лишь 2,24 млн или 0,04 % от запланированного», «Расходы на проекты в период с 2008-2014 гг. должны были составить 3,15 трлн. вон, а составили 12,86 трлн.», «После 2003 г. вложено в 116 зарубежных проектов 31,4 трлн. вон, а вернули лишь 4,6 трлн. Возврат остальных денег находится под вопросом», «В будущем мы должны потратить еще 48 трлн. вон» - такими фразами первый вице-директор КАИ Чон Гиль Ен фактически вынес приговор всей по замыслу верной, но по практике реализации провальной стратегии «природных ресурсов», которую официальный Сеул с большой помпой рекламировал при каждом удобном случае.

В КАИ признали, что некоторые успехи все же есть. «Уровень собственной разработки нефти и газа с 3,1 % в 2003 г. повысился до 13,7 % в 2011 г., по пяти стратегическим минеральным ресурсам, включая уголь, увеличился с 18,2 %  до 29 %», - говорится в докладе. Впрочем, выводы инспекторов однозначные. «Дальнейшее продолжение крупных инвестиций в подобные зарубежные проекты, особенно вложение запланированных 48 трлн. вон, грозит поставить под угрозу финансовое положение участвующих в этих программах наших госкомпаний», - подчеркнуто в документе.

На условиях анонимности в беседах с журналистами сотрудники КАИ были еще более откровенны: «Нашим компаниям надо как можно скорее определить гарантированно удачные проекты, которых немного, а остальные немедленно распродавать, иначе будет хуже», - отметил одни из госслужащих, который участвовал в проекте.

Впрочем, как говорят независимые эксперты, подобные результаты были ожидаемы. «Сама по себе идея неплоха, учитывая, что у нас нет своих ресурсов, но не надо было устраивать кампанейщину. А при Ли Мен Баке из этого сделали госполитику, а от президентов госкомпаний стали требовать результатов, чтобы отрапортовать народу об успехах и прорывах. Вот и получилось, что мы приобрели доли в месторождениях и проектах, которые были заведомо известны как убыточные либо сомнительные, но зато на время гарантировали показатели по «укреплению уровня ресурсной безопасности». Теперь пришел другой президент, и первая же проверка выявила то, что и так было известно всем: программа убыточна, политически мотивирована, результаты – мизерны», - отметил в беседе с «РГ» один из финансовых аналитиков, который ранее занимался оценкой ряда проектов.

Примечательно, что и докладе КАИ приведены ряд примеров, когда KNOC и другие госкомпании были осведомлены о не самых лучших показателях некоторых проектов, но предпочли это не афишировать и приобрели либо доли в проектах либо целиком выкупили некоторые зарубежные компании. «Данная политика, с одной стороны, способствовала тому, что наши компании стали более авторитетны на международной арене, активно участвуя в иностранных проектах, получили некоторые технологии», - отмечено в документе КАИ, но тут же подчеркнуто, что именно эта погоня за внешними показателями и привела к общему провалу «дипломатии природных ресурсов».  Следует также отметить, что в ряде компаний, которые участвовали в этой стратегии, уже идут обыски и проверки.

Впрочем, эти выводы КАИ оспаривают как экс-президент Ли Мен Бак, так и те, кто был рядом с ними во время его правления. По их словам, проекты по разработке природных ресурсов носят долгосрочный характер, рассчитаны на прибыль через 10-30 лет, а потому неверно судить о них сейчас. Но аудиторы КАИ все равно рекомендуют по сути сворачивать большинство инициатив, распродавая большинство проектов, которые обещают только убытки. «Мы точно не должны вкладывать запланированные 48 трлн. вон, а все уже купленное надо продавать. Да, убытки будут, но если не сделать это сейчас, то потом будет хуже», - отметил один из экспертов Комитета по аудиту и инспекторов Республики Корея.

Показать форму комментариев

Экономика, технологии

1.jpeg
1.jpeg